№ 11 [59]
00`00``01.11.2007 [Σ=1]
ЖУРНАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКЕ - «ОРГАНИЗМИКА»
Organizmica.org/.com/.net/.ru
НОВАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ОРГАНИЗМИКА

Лингвистика

Разделы Организмики

Доклад

(краткая версия)

Открытие идеографической письменности проторусов

Тюняев Андрей Александрович
президент Академии фундаментальных наук, академик РАЕН
выставка «Пресса-2008», 22 ноября 2007 года

В настоящее время официальной и превалирующей точкой зрения считается та, в которой утверждается, что у прародителей древних славян и протославян, а нам больше импонирует термин проторусов до христианских просветителей Кирилла и Мефодия, не было письменности.

Найденные на древних археологических находках какие-то изображения научный исторический мир относит к, так называемым, «чертам и резам» и не относят их к каким-либо письменам. Исходя из этого их, и никто и не пытается даже идентифицировать с буквами и тем более дешифровать.

Исследования, проводимые в секторе «древнеславянской символики» Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации Академии фундаментальных наук, под руководством академика РАЕН А.А. Тюняева показали, что «черты и резы» являются ни чем иным как проторусскими иероглифами, а в целом составляют иероглифические проторусские письмена.

Суть исследования

Как известно, существует несколько видов письменности, каждый из которых в то же время является и самостоятельным этапом в её развитии, и этапом, сменяющим ему предшествующий.

Первым видом письменности традиционно считается идеографическая письменность. Вторым – иероглифическая письменность. Третьим – слоговое письмо. Четвёртым – буквенное.

Переход от предыдущего этапа к последующему сопровождается сменой графических изображений единиц письма. Однако это отнюдь не означает, что все знаки предшествующих этапов автоматически в полном составе исчезают из употребления.

Напротив, границы этапов письменности настолько размыты во времени, что их можно определять только весьма условно.

Даже в современное время мы видим смешение разных видов письменностей – наряду с привычными буквами в надписях используются как иероглифы, так и идеограммы.

Здесь следует отметить, что взаимное проникновение и одновременное использование различных систем письма присуще ограниченным территориям, для которых эти системы письма являются родными.

На других территориях письменности из других областей могут не прижиться вовсе или иметь резко разграниченное применение.

Коллектив учёных, под руководством академика Тюняева А.А. исследовал большое количество изображений, чрезвычайно часто встречающееся на проторусских женских украшениях. География распространения женских украшений, в частности, перстней покрывает всю территорию Руси – от Смоленска (возможно и далее на Запад) до Приуралья. Датировка перстней – от 4-го века н.э. и, практически, до настоящего времени.

Алгоритм чтения изображений

Разберём алгоритм чтения изображений на женских украшениях (например, перстнях) целиком, как возможной надписи.

Надписи могут читаться как слева направо (большинство видов письма), справа налево (ближневосточные варианты), сверху вниз (китайское письмо), ассоциативно (египетское письмо; здесь символы «упакованы» в картуш в некоем «удобном» порядке). Ассоциативный вид письма нам известен и в древнеславянских надписях.

При соединении отдельных частей отдельных символов письмо становится лигатурным.

Мы предварительно не знаем о древнерусском письме ничего: ни его вида, ни его символизма, ни его направления, поскольку данное письмо ещё не открыто и, соответственно, не исследовано. Поэтому мы не ограничены в направлении интерпретации возможной проторусской письменности.

Причины, позволяющие считать это изображение идеографической надписью

В качестве основных причин, позволяющих считать рассматриваемое изображение идеографической (иероглифической) надписью, следующие.

Изображение стандартно как во времени, так и пространстве. В нашем распоряжении имеются много украшений с похожими изображениями. Следовательно, и те, кто наносил и эти изображения, и те, кто их «читали», точно знали и понимали его суть и его «прочтение». Неизменность изображения говорит так же и в пользу того, что предмет или явление, которое именовалось этим изображением, было однозначно идентифицировано.

Египетский след наличие письма на Руси

Рассматриваемое изображение имеет аналоги в египетском иероглифическом письме. Эта аналогия не только в начертательном и зрительном аспектах. Она шире – в подходе к «написанию» изображения, его симметрии, упакованности, а также в его прочтении.

Далее мы приведём египетские аналоги. Здесь же можем объяснить такую преемственность русской славянской культуры и египетской тем, что, по утверждению Б.В. Горнунга, предки славян уже жили на территории Руси с 5-го – 4-го тысячелетия до н.э. Это культуры Винча, Триполья, Караново и др., датированные, начиная с 8-го тыс. до н.э. И в это время праславяне имели высокую цивилизацию. В частности, к 4-му тысячелетию до н.э. славяне построили мега-города – Тальянки, Доброводы и др. При раскопках Винча найдены письменные знаки, многие из которых совпадают с начертанием современных букв. В других культурах также отмечено присутствие письменных знаков, аналогичных современным буквам.

Самая древняя надпись, обнаруженная в мире вообще, относится к 42-му тысячелетию до н.э. Она начертана на спине палеолитической фигурки богини Макоши, найденной в известной палеолитической стоянке Костёнки. Изображение опубликовано во множестве научных изданий.

Надпись достоверно не расшифрована. И в нашем распоряжении имеется не достаточно качественная её копия. Однако присутствие букв отрицать сложно.

Письмо Липенского вира также широко известно науке. Но и оно весьма трудно поддаётся расшифровке.

В 1960 году в своём письме в редакцию журнала «Вопросы истории» известный лингвист Л.П. Жуковская, рассматривая письменность Велесовой книги, сообщила, что у славян были «книги» в дохристианский период. Более того, она датировала письмо Велесовой книги временем, раньше 9-го века, а также указала на признаки древности письма Велесовой книги – характерную консонантность и подвешенность начертания.

Из всего сказанного следует, что на Руси в тот период, к которому принадлежат рассматриваемые нами перстни, могло быть или даже точно было письмо, которое содержало и некоторые буквы, а также символы.

Это письмо могло наноситься как на книги, о которых сообщила Л.П. Жуковская, так и на предметы утвари и предметы женских украшений. В частности, и на площадки перстней.

Описания изображений и их расшифровка

ПЕРВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Фотографии двух перстней и прорисовки символов.
Рис. 1. Фотографии двух перстней и прорисовки символов:
слева – перстень из Ярославской области; справа – из Тульской области.

Изображение покрывает всю площадь поверхности овальной площадки перстня и расположено вдоль большой оси овала.

Технология нанесения изображения следующая: на отлитом из медного сплава перстне зачищается поверхность площадки, после чего резцом наносится само изображение.

Поражает стандартизированность изображения. Оно сохраняется неизменным как во времени, так и в территориальном аспекте.

Изображение – сложное. Состоит из 3-х – 4-х фрагментов.

Первый фрагмент представляет собой ромбическую решетчатую структуру, выполненную двумя сериями параллельных линий. В каждой серии от 3-х до 4-х, реже – до 5-ти линий. Вся структура имеет вид решётки, состоящей из 4-х – 16-ти четырёхугольников, поставленных так, что каждый из них и все вместе имеют форму ромба. В целом изображение имеет достаточно правильный геометрический вид.

Второй фрагмент представляет собой практически правильный круг, очерченный несколькими взмахами резца вокруг первого фрагмента.

Третий фрагмент располагается над вторым фрагментом и представляет собой ломаную линию, состоящую из 3-х – 5-ти частей. Эти части располагаются в таком порядке, что слагают собой нечто напоминающее корону или букву «М».

Четвёртый фрагмент представляет собой две симметрично расположенных волнистых линии, находящихся над вторым фрагментом и по бокам третьего.

Аналоги изображения, которые были бы дешифрованы, на настоящее время не известны. Само изображение определённой трактовки не получило.

Расшифровка изображения

Первый шаг заключается в следующем. Решетчатая структура представляет собой переплетение линий. Такой вид символа идентифицирован Б.А. Рыбаковым как символическое изображение славянской богини судьбы Макоши, или в аграрном её аспекте – символом незасеянного поля.

Имя Макошь (Mokos) Б.А. Рыбаков производит от двух славянских корней «ма/ma» + «кош/kos», что, по его мнению, означает «мать коша (вселенской судьбы, жребия)».

В русском аграрном хозяйстве предметы домашнего обихода и хозяйства, полученные плетением, большей частью имели названия, произведённые от русского корня «кош/kos» и более раннего «кос/kos».

В статье «Кош» В. Даль приводит следующие значения этого слова. Кош: сибирское – кошница, корзина; воронежское – род большой корзины (кошница); южное – плетёный шалаш, загон, овчарня; оренбургское – кошар (кошара), стоянка, стань, становище, лагерь, стойбище. У запорожских казаков кошем звали селенье, станицу (стан), а кошевой был начальник коша, станичный атаман. Золотомои в Сибири зовут кошем желоб или трубу, для спуска золотнистого песку на верстак. Кош и котец южное – рыболовная ставная мережа.

А.Н. Тихонов в своём словаре также определяет значения термина «кош» – корзина, кибитка.

М. Фасмер в своём словаре слову «кош» приводит те же этимологии: 1) кош – «плетеная корзина», украинское – кiш, белорусское – кош «ларь на мельнице», старо-славянское – кошь «корзина, короб», болгарское – кош «большая корзина», сербохорватское – кош, «верша, корзина для ловли рыбы», в словенском, чешском, славацком, польском, верхне-лужицком – «корзина». Праславянское *kosiёo- – «плетеная корзина»; 2) кош – древне-русское – кошь «стан, обоз» (с 1498 г.; ср. Срезн. I, 1306), кошевой – «старшина, предводитель коша», украинское – кош, кiш (то же), кошовий, белорусское – кошеваць «разбивать лагерь», древне-русское – кошевный вьюкъ (I Соф. летоп. под 1471 г.), польское – kosz, koszowy, русское – кош «хижина, шалаш» [1949]. Интересно также проследить следующую этимологию: кошель, кошелёк, украинское кошiль, словенское koшulja «корзина», польск. koszaљka, рязанское, тульское, московское, кошолка, кошёлка «корзинка».

Из сказанного можно сделать вывод:

  1. во-первых, плетёная структура имеет древнее традиционное название, образованное от корня «кос» (kos) и более позднее от «кош»;
  2. во-вторых, эта структура связана с охранными, оберегающими и сохраняющими функциями, начиная от кошеля и до коша-поселения;
  3. в-третьих, она связана с функциями плодородия и собирания урожая (например, сенокос, косили рожь и т.д.).

Следовательно,

* * *

Второй фрагмент изображения расшифровать значительно проще, поскольку он имеет форму окружности.

О-кружность – это граница круга, где круг – вся площадь, заключённая внутри окружности. Приставка «о» указывает на то, что действие глагола распространяется на всю поверхность предмета или совершается вокруг, по окружности предмета, или со всех сторон. Например, окрасить, оклеить, оглядеться, охватить, обрасти, обдумать, окосить. Приставка «о» служит также для образования совершенного вида, например, ослепнуть, одряхлеть, озвереть, обозлить, облысеть. Либо окашивать, окосить луга, выкосить их сплошь, совсем (В. Даль).

Сравнительная таблица символов
Рис. 2. Сравнительная таблица символов (иероглифов и букв), обозначающих одни и те же звуки в разных системах письма.

Форма буквы «О» одинакова во всех языках, во всех системах письма и остаётся неизменной несколько тысяч лет. В. Даль говорит о том, что буква «о» «на письме повторяется не в пример чаще всех прочих».

Следовательно,

* * *

Третий фрагмент изображения состоит из ломанной линии.

Исторически сложилось так, что ломаная линия обозначает стихию воды и букву/звук «М».

* * *

Четвёртый фрагмент – монограмма Макоши «К», аналогичная букве «К». Изображает перекрёсток и может изображаться в любом положении, но, возможно, исторически предпочтительней её изображение, когда «ножки» «К» смотрят вверх.

* * *

Технология осуществления рассматриваемой надписи просматривается следующей:

1 этап. Наносится решётчатая структура – «КОШ».

2 этап. Вокруг неё очерчивается – «О».

3 этап. Сверху над совокупностью «О» + «КОШ» изображается символ – «М».

4 этап. Между «М» и «О» наносится символ «К».

Следует заметить, что символ «М» будет всегда располагаться сверху над «О + (КО)Ш», поскольку последняя структура круглая.

Итак, мы имеет четыре символа «М», «К», «О», «(КО)Ш».

Которые слагаются в начертание имени славянской русской богини – МОКОШЬ.

Упакованные в египетский картуш аналогичные буквы
Рис. 3. «Упакованные» в египетский картуш аналогичные буквы из различных систем письма:
1 – «МОКОШ» в винчанском варианте; 2 – «МОКОШ» в египетском варианте; 3 – «МОКОШ» в арамейском варианте; 4 – «МОКОШ» в этрусском варианте; 5 – «МОКОШ» в русском символическом варианте; 6 и 7 – «МОКОШ» в изображениях на перстнях 8 и 9 соответственно; 10 – символ «МОКОШЬ».
Слово МОКОШ, написанное аналогичными символами различных систем письма
Рис. 4. Слово «МОКОШ», написанное аналогичными символами различных систем письма:
1 – латинский алфавит; 2 – «знаки» из Винча; 3 – египетские иероглифы; 4 – арамейское письмо; 5 – русские «иероглифы»; 6 – русские «иероглифы» с перстня; 7 – русский алфавит.

ВТОРОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Фрагменты изображения, сходные с буквой Щ
Рис. 5.
1, 2 – фрагменты изображения, сходные с буквой «Щ». 3 – сходство изображения с аналогичным, составленным из двух букв «Щ». 4 – славянский символ «Чур» (Щур является диалектическим названием Чура, соответственно и символ будет несколько иным).

В качестве второго изображения рассмотрим перстень с символом, наминающим две буквы «Щ».

Перстень женский, имеет щиток размером 12 мм.

На щитке вырезаны символы. Техника нанесения символов напоминает клинопись – каждый стежок имеет треугольное утолщение с начала и сходит на нет к концу. Аналогичные стежки известны по клинописи Шумера.

Перстень датирован 6-м – 8-м веками н.э. Это означает, что знаки, изображённые на нём, докириллического написания. То есть – это либо не буквы, а символы, либо следует установить наличие буквы «Щ» уже в период с 6-го по 8-й века.

В тексте Велесовой книги, непосредственно по дате написания примыкающей к рассматриваемому перстню, – 9 век – буква «Щ» используется, но имеет иное начертание: «хвостик» буквы отходит не от конца, а от середины буквы.

Но мы также обязаны рассмотреть и иное происхождение надписи – не буквенное, а идеографическое.

Символ «Новая жизнь»
Рис. 6.
1 – символ «Новая жизнь», символизирует посеянное семя в ячейку поля. 2 – символ «Засеянное поле», поле выражено четырьмя квадратами, представляющими «все четыре стороны». 3 – символ «Макошь», демонстрирует четырёхстороннее поле с перекрёстком двух межей. 4 – от предыдущего символа осталось два поля и межа между ними. 5 – упрощённое начертание символа. 6 – более компактное начертание. 7 – рассматриваемый перстень с символом. 8 – символ, аналогичный символу под номером 4, составленный из двух латинских букв «P» (первая буква слов – «place», «piazza», «plaza»). 9 – символ, аналогичный символу под номером 5, составленный из двух русских букв «П» (первая буква слова «поле»). 10 – символ, составленный из двух симметрично расположенных египетских символов «Поле».

В этом случаем мы, возможно, имеем изображение двух полей, выполненные каждое двумя клиновидными штрихами резака от центра к внешнему диаметру площадки перстня. Так, что мы имеет два «поля» – «поле 1» и «поле 2». Далее тремя движениями резака между имеющимися полями проведена «межа». Что опять нас приводит к символизму славянского «Чура/Щура», долы которого, как известно, ставили на меже.

Если наш идеографический подход верен, то, со временем упрощаясь, символ «двойное Щ» вполне мог вылиться в букву «Щ», где в общих чертах ранее рассмотренный символизм двух полей и межи между ними сохранён. Однако буквой Щ писец изображает не совокупность полей, а своё личное поле, отгороженное межой (либо от другого поля, либо от пустоши, либо просто от всякого пространства).

Выводы

  1. Расшифрованы древнерусские надписи, возраст которых на разных изделиях датируется, по крайней мере, началом нашей эры – 4, 5, 6 веками.
  2. Поскольку идеограммы «О» и «М» полностью совпадают с начертанием и значением букв «О» и «М» разных алфавитных систем, можем предположить, что наряду с идеограммой «КОШ» в надписи выявлены три буквы «К», «О» и «М». Эти буквы нельзя причислять к кириллическим. Они имеются во всех алфавитах.
  3. Установлен вид надписи – комбинированное письмо идеограммы + буквы.
  4. Установлена система производства письма – аналогична египетской: символы располагаются в поле (аналог картуша) площадки перстня, взаимное расположение символов – компактно-аналитическое.
  5. Обнаружено существование на Руси двух систем письма – 1) идеографической (иероглифической), 2) буквенной.
  6. Отмечена клинописная техника исполнения письма, что для Руси – впервые.
  7. Выявлена возможность следующего шага дешифровки и прочтения древнеславянских надписей, выполненных в виде идеограмм или смешанным стилем.

Ссылки по теме: